Немного истории общественного транспорта г. Ташкента
/Исторические сведения/
АВТОБУС
Из всех видов гор. транспорта автобус перевозил в Ташкенте наибольшее количество пассажиров (1981, 52% общего объема перевозок).
Первый автобус в Ташкенте появился в декабре 1909 года, работали 10 восьмиместных автобусов. Их маршруты связывали поселок Никольское (совр. Луначарское шоссе) и Куйлюк. В 1926 году образован трест Узбекпатопромторг, в ведении которого была 21 машина, из них 7 автобусов, среди которых 40-местный автобус марки «Бенц-Геггенау». В 1929 году на ташкентских улицах появился первый отечественный автобус произв-ства Ярославского автозавода «Я-6» (1928 г. Выпуска, с 18 двухместными мягкими креслами, скорость – 70 км/ч). В 30-е гг. автобусный парк Ташкента пополнился «ЗИС-8» и «ЗИС-16». Массовые автобусные перевозки по маршруту ТашМИ – Чапаната (совр. автобусный маршрут №80) начались в 1949 г. Появились первые серийные автобусы вагонного типа «ЗИС-154». В 1981 г. На 117 маршрутах (в т.ч. 31 маршрут микроавтобусов) протяженностью 1397 км. Курсировали ежедневно около 1100 машин (84 гор. и 33 пригородных маршрутов). 40 диспетчерских станций организуют движение автобусов и контролируют его работу. Все сведения о движении автобусов в Центральной диспетчерской станции (бывш. ул. Пролетарская 1). Разработана автоматизированная система диспетчерского управления движением автобусов. Городской автобусный парк постоянно пополнялся новыми марками автобусов, гл. обр. машинами «ИКАРУС-280», «ИКАРУС-260», «ЛиАЗ-677», «ЛАЗ-695», «ПАЗ-672», «Кароса» и «РАФ-2102». Все жилые районы Ташкента соединены автобусными маршрутами и со станциями метрополитена.
*За годы Независимости РУз автобусные парки пополнялись различными видами автобусов разных марок: середина 90х– автобусами марки «ДЭУ» и «Мерседес Бенц» , 1999 г – микроавтобусами марки «Отойол» местного производства, 2005-2006 гг – автобусами марок «КамАЗ» и «Хёндай» , 2007 г – микроавтобусами марки «Исузу» местного производства, в 2008 - низкопольными автобусами "Мерседес Бенц"
Автобусные парки
Автобусный парк №1. (улица Манжары 26) .Создан в 1973 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ЛАЗ гор. типа, обслуживал 9 городских и 2 пригородных маршрута (1981, 27 млн. пассажиров)
Автобусный парк №2 . (улица Ген. Петрова 263). Создан в 1957 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ИКАРУС гор. типа. Обслуживал 10 городских и 2 пригородных маршрута (1981, 42,5 млн. пассажиров)
Автобусный парк № 3 (ул. 50 лет профсоюзов 57) . Создан в 1959 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ПАЗ-672. Обслуживал 18 городских и 2 пригородных маршрута (1981, 53,5 млн. пассажиров)
Автобусный парк №4 (ул. Чаштепинская 27). Создан в 1962 году. Специализировался на эксплуатации автобусов гор. типа ЛиАЗ-677. Обслуживал 10 городских маршрутов (1981, 40,8 млн. пассажиров)
Автобусный парк №5 (ул. 50 лет профсоюзов 56, позже был переведен в район ж/массива Водник) . Создан в 1963 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ЛАЗ-695 и ПАЗ-672. Обслуживал 3 городских и 12 пригородных маршрутов (1981, 38,8 млн пас)
Автобусный парк №7 (просп. Дружбы народов 49). Создан в 1970 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ИКАРУС и ЛиАЗ. Обслуживал 9 городских и 4 пригородных маршрута (1981, 34 млн. пас)
Автобусный парк №8 (ул. Гвардейская 33 ). Создан в 1984 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ИКАРУС и ПАЗ-672.. (С 1989 по 1996 гг. эксплуатировались автобусы марки «Кароса») Обслуживал 5 городских машрутов. (1984, 12 млн. пас)
Автобусный парк №12 (жилой массив Сергели 8). Создан в 1969 году. Специализировался на эксплуатации автобусов гор. типа ЛАЗ и ЛиАЗ. Обслуживал строительные организации, 7 городских и 1 пригородный маршрут (1981, 39 млн. пас)
Автобусный парк №18 (микрорайон Бешкайрагач). Создан в 1974 году. Специализировался на эксплуатации различных типов гор. автобусов. Обслуживал 6 городских и 9 пригородных маршрутов (1981, 39 млн. пас)
Автоколонна №2519 (ул. Иркутская 20). Создана в 1966 году. Специализировалась на эксплуатации автобусов ЛАЗ гор. типа. Обслуживала пром. предприятия, 12 городских и 1 пригородный маршрут (1981, 45,6 млн. пас)
ТРАМВАЙ
Предшедственницей ташкентского трамвая была конно-железная дорога – конка. С 1913 года все линии переведены на электрическую тягу. К 1917 году протяженность трамвайных путей составляла более 23 км. После Октябрьской революции трамвайная сеть продолжала расширяться. В 1936 г была сдана в эксплуатацию первая широкая колея на участке Текстильный комбинат – Площадь Хадра. До 40-х гг. трамвай был единственным видом городского транспорта. К 1940 г. протяженность трамвайных путей составила 100 км. В 1967 г узкоколейные трамвайные линии полностью заменены ширококолейными. В связи с возникновением ряда новых жилых массивов проложены новые трамвайные пути, связывающие их с центром города. В Ташкенте (1982) существовало 23 трамвайных маршрута протяженностью 223 км. На линиях курсировали 452 вагона типа РВЗ-6, РВЗ-6М и КТМ-5М3. Услугами трамваев (1981) пользовались около 140 млн. чел. (более 20% общего числа пассажиров, перевозимых всеми видами гор. транспорта).
На 1981 г. в Ташкенте существовало 3 трамвайных парка
№1 им. Героя Советского Союза С.Ф. Черникова – ул. Гайдара 50 (позже Янгизамон)
№2 по улице Хамзы
№3 (трамвайно-троллейбусный) – улица Красновосточная 3а (позже Тимура Малика)
ТРОЛЛЕЙБУС
Первый троллейбус начал курсировать в Ташкенте в 1947 г по маршруту Железнодорожный вокзал – площадь Калинина (Чорсу).
К 1960 г сеть троллейбусных линий возросла до 89,4 км, к 1970 г – 135,7 км. В 1981 протяженность троллейбусных линий (18 маршрутов) 223,6 км, число машин (типа ЗИУ -5 и ЗИУ-9) – 370. В 90е гг троллейбусные парки Ташкента пополнились троллейбусами марки «Шкода».
Среди средств наземного гор. транспорта троллейбус по объему первозок занимал 3-е место после автобуса и трамвая, перевозя ежегодно более 100 млн. пассажиров, что составляло более 12% пассажирооборота гор. пассажирского транспорта.
На 1981 г в Ташкенте существовало 3 троллейбусных парка
№1 – улица Тараса Шевченко 28
№2 – улица Пионерская 4а (позже Арнасай)
№3 (трамвайно-троллейбусный) – улица Красновосточная 3а (позже Тимура Малика)
материалы из Энциклопедии Ташкента за 1984 г, коррективы внес- А.Абдувалиев
2009 / Вся информация была размещена Дмитрием Репиным. Помогал - Александр Абдувалиев.